Все люди индивидуальны, и каждый человек прекрасен по-своему. Но встречаются иной раз такие, что понимаешь, Бог создавал их в особом настроении, когда щедрость и вдохновение лились рекой. А если это ещё и женщина – тогда действительно сложно сохранить беспристрастность и хладнокровие, рискуя неизбежно примкнуть к одному из лагерей: тех, кто очарован и восхищается, либо тех, кто раздосадован в духе «почему это ей дано так много?». Равнодушных нет.

Нашу героиню за глаза многие именуют не иначе, как Королева Марго. И не только из-за эффектной внешности. Маргарита ВАСИЛЬЕВА вступила в должность заместителя директора Государственного театра оперы и балета РС(Я) в 1994 году, когда в стране было явно не до культуры. С тех пор утекло много воды и многое изменилось, в том числе и статус главного театра республики. Театр живёт и дышит, собирая аншлаги, он вышел на иной уровень, обзаведясь обширными связями в международном театральном сообществе. И теперь Якутск – не неизведанная точка в северном полушарии, а культурный центр c прекрасным залом ЯГТОиБ и благодарной публикой, воспитанной коллективом этого театра. Здесь неоднократно работали Юрий Григорович, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, солисты Большого и Михайловского театров и многие другие. И для театра, как и для всей республики, — это успех. А Маргарита Владимировна является его олицетворением. Об успехе мы с ней и поговорим.

— Маргарита Владимировна, что такое успех?

— Успех – это удача в достижении поставленной цели. Причём цель может быть как дальней, так и ближней. Успешный человек – это тот, кто достиг важных жизненных и стратегических целей, то есть целей долговременных. Успех в делах ближайших – это ощущение счастья. Оно недолговечно. Долговременное ощущение успешности – это твоё положение в обществе, иными словами, общественное признание.

— И что у вас, успех или успешность?

— Конечно, человеку самому оценивать свою успешность трудно. Да и работа в театре специфична – это коллективный труд, а значит, и успех у нас коллективный. Он приходит, когда удачно завершается какой-нибудь проект. Всеми овладевает чувство удовлетворенности, начиная от портного до оперной или балетной звезды. Можно сказать, что я живу успехами своего коллектива. Но в конечном итоге успех в театре определяет зритель. Так что вопрос нужно адресовать не мне.

— Интересно, а кем вы мечтали стать в детстве?

— Моя первая учительница Бурцева Александра Ивановна наверняка помнит, что я хотела стать учителем. Не самое оригинальное стремление, конечно, но в то время многие советские девочки идеализировали именно эту профессию. А в подростковом возрасте я хотела посвятить себя медицине. Врачи представлялись мне ангелами в белых халатах.

Тем не менее, я активничала без больших амбиций, а просто для души. Ни одно мероприятие в школе и в сельском клубе не проходило без моего участия. В результате после школы судьба сама привела меня на порог Хабаровского государственного института культуры, который я закончила по специальности «методист-организатор». Второе образование – юридическое — я получала уже сознательно, считая его необходимым для профессионального развития.

— Как вы считаете, какую роль в успешности и самореализации играет случай или удача?

— В достижении цели иногда помогает удача, счастливый случай, но чаще всего она достигается при помощи определённых человеческих качеств, например, таких как упорство, терпение, трудолюбие, решительность. И ещё окружение имеет очень большое значение. Так что я не имею привычки уповать на случай.

— Быть красивой женщиной – это награда или испытание? Помогает ли красота в достижении поставленных целей?

— Красота – это, конечно, дар богов, награда жизни, дающая максимум позитива. Но многое всё же зависит от характера, нельзя плыть по течению, будь ты красавица или нет. Красотой, как и любым «оружием», нужно пользоваться с умом и в меру. Да и сохранить красоту – сложная задача. Эликсира вечной молодости так и не нашли. С возрастом красоту физическую нужно чем-то подкреплять, а то и компенсировать. Для этой цели хорошо бы изловчиться наработать то, что принято называть внутренней, душевной красотой. Шарм и так называемая «изюминка» всегда будут цениться больше просто внешней красоты, потому что они вдыхают жизнь, их не подделать и не пририсовать, они либо есть, либо их нет. Ну, и общее правило: чтобы оборачивались вслед тебе, ты должна нести гармонию. В этом смысле мелочей нет. Походка, макияж, одежда, прическа – всё должно быть «твоим», подчёркивая достоинства, корректируя недостатки, украшая тебя и выделяя из множества других.

— Говорят, что обязательно нужно расставлять приоритеты и выбирать, что первично: семья или карьера. Как вы распределяете их значимость?

Семья – это святое. Это мой тыл, моя крепкая опора в жизни, ощущая их, я становлюсь сильнее перед любыми препятствиями и успешно преодолеваю их. Мои близкие всё понимают и поддерживают. И это – ещё одна гарантия успешности.

— Какими качествами нужно обладать руководителю творческого коллектива, тем более, если это женщина?

Для того чтобы коллектив был настроен на достижение поставленных целей, руководитель должен излучать уверенность. Он может внутри себя сколько угодно сомневаться, бояться, но люди не должны этого чувствовать. Конечно, в руководители с улицы не приходят, и к тому моменту, как взять на себя ответственность за коллектив, человек, руководящий людьми, уже имеет некоторый опыт, достиг определённого уровня личностного развития и наверняка обладает качествами успешного человека, как упорство, терпение, решительность, трудолюбие, а ещё чувство ответственности за то, что он делает. А руководитель творческого коллектива, кроме прочего, должен быть ещё и необыкновенно обаятельным, иметь здоровое чувство юмора, понимать и принимать неординарность и сложность природы талантливых, незаурядных, творческих людей.  И абсолютно не важно, мужчина это или женщина.

— Говорят, что театр невозможен без интриг. Как вам удаётся лавировать?

Место интриге в театре – на сцене. Я имею ввиду сюжетную интригу в поставленной пьесе, опере, балете, тогда спектакль становится интересным зрителю. Интрига вне сцены, — конечно, вещь неблаговидная. И здесь хочу отметить, что артисты – люди публичные и эмоциональные, что называется, с «нервами наружу». Они говорят всё сразу в лицо. Чтобы интриговать, нужно иметь холодную голову, но куда же деть горячее сердце, которое у творческих людей порой становится главным органом? Я не знаю, почему у  людей, далёких от закулисной жизни, часто складывается ощущение, что в театре сплошные интриги.  Уверяю вас, здесь интриг не больше, чем в организациях других сфер. Так что я не лавирую, а просто работаю.

— Опишите один будний день Маргариты Васильевой.

У нас каждый день не похож на другой. Работаем согласно довольно плотному графику и репертуару театра. Бывают, конечно, очень долгие подготовительные периоды к гастролям, фестивалям, другим мероприятиям. У нас ненормированный график работы. Иной раз с утра до ночи находимся в театре. Между мероприятиями – рабочие совещания, планёрки, заседания художественного совета, репертуарные совещания, работа с артистами, с администраторами, бухгалтерией, обслуживающим персоналом… Нагрузка, конечно, колоссальная. У нас четыре больших коллектива в среднем по 50 человек – солисты оперы и артисты балета, артисты хора и оркестра, обслуживающие цеха. Не сравнить с другими театрами, где один артистический коллектив.

Если подробно, то график работы на следующий день я всегда планирую с вечера. С утра проверяю почту, разбираю письма, заявки. Делаю необходимые звонки в организации. Если нет заседаний, художественных советов, обсуждаю разные проблемы с администраторами, с артистами.  После обеда обычно назначаю встречи с арендаторами, спонсорами, с бухгалтерией совещаюсь по проектам театра. В день, когда на сцене проходят спектакли, «аренды» или республиканские мероприятия, готовлюсь к встрече со зрителями и вип-гостями. К вечеру перед мероприятиями я обязательно переодеваюсь из делового костюма в вечерний. Люди приходят к нам отдыхать, предвкушая встречу с прекрасным. И я стараюсь их в этом поддержать, в том числе своим нарядным видом и улыбкой.

— Пожалуйста, опишите себя в трёх словах.

Трудная задача. Я женщина, которую невозможно описать, я — как море… По знаку зодиака – Скорпион. А в целом – перфекционистка, поэтому люблю совершенство во всем!

Подготовила Анна ФОМИНА-МИРОНОВА

Фото из личного архива героини

 5_новый размер

 

 

 

СПРАВКА:

Васильева Маргарита Владимировна – заместитель директора по зрителям и связям с общественностью Театра оперы и балета им. СуорунаОмоллоона.

Родилась в с. Орто-Нахара Ленского района.

По её инициативе проходит ежегодное номинирование артистов в категории «Лучший артист года», с 2004 г. превратившееся в именные гранты для молодых или отличившихся солистов театра, приуроченные к Международному дню театра.

В составе оргкомитетов проводила административно-организационную работу балетных и оперных фестивалей театра по всем направлениям — «Северный дивертисмент», «Стерх», «Музыка Чайковского (1992), «Музыка Верди» (1995), оперно-балетный и юбилейный фестивали, оперный фестиваль «Ирина Архипова и Владислав Пьявко представляют…» (2004). Была исполнительным директором оперного фестиваля «Ария Севера» (2003). Инициатор и организатор первого в Якутске Рождественского бала (2005).

Провела большую работу по организации и проведению гастролей солистов оперы на престижнейших академических сценах России.

Организовывала поездки театра во Францию (1997), Южную Корею (1996), Харбин (Китай). В марте 2008 г., впервые в истории театра состоялись большие гастроли ГТОиБ в столицу Республики Татарстан Казань.

Были налажены творческие контакты с Национальным академическим театром оперы и балета (г.Улан-Батор).

Плодом взаимодействия якутского и японского театров стал Международный проект «Якутия — Япония в зеркале культурного сотрудничества» и подписание Меморандума о сотрудничестве в области культуры и музыки между театром и мэрией г. Акаси (2008).

В декабре 2008 г. оперный спектакль «Александр Македонский» впервые в истории музыкальной культуры республики стал номинантом в семи положениях на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска — 2009», что, безусловно, подтверждает большой творческий потенциал коллектива театра.

В 2012 г. состоялся концерт солистов оперы совместно с солистами Московского театра « Новая опера» в Штутгартской опере (Германия).

В 2014 г., при тесном сотрудничестве с гениальным хореографом- балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем состоялась премьера балета А.Хачатуряна «Спартак», который стал одним из грандиозных событий в Год культуры Российской Федерации.

За вклад в развитие профессионального музыкального искусства и активную общественную работу М.В. Васильева награждена почетным знаком «Отличник культуры Республики Саха (Якутия)» (2001); почетным званием «Заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия)» (2002); Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия) (2004); Грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры (2007); юбилейной медалью «375-летие вхождения Якутии в состав России» (2008), Почетной грамотой Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (2008), Почетной грамотой профсоюза работников культуры Российской Федерации (2008), медалью «Дружба. Монголия — Россия» (2011). В 2010 году награждена почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Беседовала Анна ФОМИНА-МИРОНОВА

Фото из личного архива героини