Cправка:
Яковлев Пётр Дмитриевич – художник, модельер, директор агентства «Taya—models», директор фестиваля «Неделя моды в Якутске», региональный представитель конкурса «Мисс Россия», учредитель республиканского конкурса красоты «Мисс Республика Саха (Якутия)».
1999 г. – I место на Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», в секции «Мода и дизайн», Якутск;
– III место на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее», в секции «Прикладное искусство», Москва;
— Стипендиат Национального фонда возрождения «Баргарыы» при Президенте Республики Саха (Якутия), Якутск.
2000 г. – I место на Республиканском фестивале моды «Саhарга», в номинации «Молодые модельеры», Якутск;
– финалист Международного конкурса «Новая Россия – XXI век» Благотворительного фонда «Русский силуэт», Москва.
2001 г. – I место на Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», в секции «Мода и дизайн», Якутск;
– III место на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее», в секции «Прикладное искусство», Москва;
– cтипендиат Республики Саха (Якутия) Якутск.
2002 г. – I место на Республиканском фестивале моды «Саhарга», в номинации «Модельеры-любители», Якутск;
– победитель в номинации «Прет-а-порте» Дальневосточного фестиваля моды «Золотое лекало», Хабаровск.
2003 г. – Гран-при Республиканского фестиваля моды «Саhарга» среди модельеров-любителей, Якутск;
– финалист Международного конкурса молодых модельеров «Новая Россия – Единый мир» Благотворительного фонда «Русский силуэт», Москва;
– Гран-при Дальневосточного фестиваля моды «Золотое лекало» Хабаровск, участие на Неделе высокой моды, Москва.
2004 г. – Гран-при Республиканского фестиваля моды «Саhарга» среди модельеров-профессионалов, Якутск;
– победитель в номинации «Лучшая разработка мужского костюма» Международного конкурса молодых модельеров «Новая мода – Мир без границ» Благотворительного фонда «Русский силуэт», Москва; приглашение на стажировку в Дом моды «Claude Bonucci» в Ницце (Франция).
2006 г. – I место на Международном конкурсе молодых модельеров «Voyage en l’an 2180» в рамках Европейского фестиваля «CANNES SHOPPING FESTIVAL», Канны (Франция);
– член Союза художников России и Международного Союза художников, Якутск;
– стипендиат Национального фонда возрождения «Баргарыы» при Президенте Республики Саха (Якутия), Якутск.
2009 г. – 10-тие творческой деятельности, Якутск.
2010 г. – I место на конкурсе дизайнеров-модельеров «Звезда императрицы» в рамках Международного проекта поддержки творчества молодых художников, дизайнеров, моделей, детских и молодежных студий и театров моды «Magic of Style», Будапешт (Венгрия);
– показ коллекции «Барышни» в рамках Международного кинофестиваля, Москва.
Во время подготовки этого материала мне отчётливо вспомнился один из фестивалей моды «Саhар5а». Я там дефилировала в качестве модели театра «Айыы Куо» и не обращала особого внимания на бесконечные коллекции, которые демонстрировались на подиуме с утра до вечера в течение двух или трёх дней. Для нас это была работа. Но некоторые вещи, которые напоминали наряды сказочные наряды невозможно было не заметить. Невероятных мармеладных цветов, отороченные золотом, с огромным количеством каких-то мелких деталей. Казалось, коллекция «Баттерфляй» живёт своей жизнью, затмевая собой манекенщиц, облачившихся в них. Все, кто был свободен, сгрудились за кулисами ДК им. Кулаковского и едва не вывалились всей гурьбой на сцену, чтобы рассмотреть чудесные наряды. Так я впервые услышала имя Петра Яковлева. Тогда ему было всего 14 лет, но было ясно, что он безусловно гениален.
Сегодня я пришла к своему другу, известному модельеру Петру Яковлеву, чтобы взять интервью и в очередной раз осознать, как важно быть верным своему призванию. Потому что сегодня Пётр – человек, скоординировавший вокруг себя всё, что связано с модой, красотой и моделингом. Он безапелляционный лидер в медленно, но верно зарождающейся фешн-индустрии республики. Казалось, мог бы почивать на лаврах своего успеха, но он считает, что ему есть еще к чему стремиться.
Привычно застав его за любимым делом – созданием очередного наряда фантасмагорически-малинового цвета, – я еле разместилась на диване среди разложенных там тканей, кружев и подушек с цветочным рисунком, которые Пётр вместе со шторами сшил сам. Впрочем, весь интерьер его небольшой, но весьма необычной квартиры является абсолютным продолжением своего хозяина. Здесь всё – от прекрасного вида на предзакатное озеро Сайсаары до графичного чёрно-белого пола в гостиной и белоснежными, собственноручно выбеленными, стенами балкона – свидетельствует о художественном вкусе и нестандартности мышления того, кто здесь проживает.
– Я буду шить. Ты не против? – интересуется Петя.
– Было бы странно, если бы ты этого не делал. Я вообще не представляю, чтобы ты сел напротив меня, сложил руки и «бездарно убил» драгоценное время в светской беседе. Что шьём?
– Да много чего. Всё приходится делать одновременно. Сейчас же сезон выпускных приближается.
– И чем ты занимаешь голову, когда руки заняты кройкой и шитьём?
– Как чем? Думаю, конечно. Иногда о проектах, а иногда о себе. И чем больше я думаю, тем больше мне нужно шить. В последнее время я буквально зашиваюсь. (Уверенным движением Пётр разрывает кусок ткани, чтобы не тратить времени на разрезание ножницами. – Здесь и далее прим. авт.). Этот год для меня – время перемен. Я реально изменился. Не только внешне, но и внутренне. Во-первых, похудел на десять килограмм за три месяца. И это стало осознанным действием, за которое я впервые в жизни взялся с полной ответственностью и концентрацией. Во-вторых, пересмотрел своё отношение ко многим вещам. Стал задумываться о своём месте в жизни. Начал строить долгосрочные планы и ставить цели. Мне перестало хватать того, что я имею в настоящем. Я перестал удовлетворять себя таким, каким был.
– А каким ты был?
– (Задумчиво расчерчивает выкройку прямо на ткани). Легкомысленным, что ли был. Ну, жил как будто одним днём. Всё уже отработано, протоптано, известно, понятно: мероприятие, коллекция, поездка… А ведь мне 30 лет. Хочется знать, к чему я стремлюсь, что после себя оставлю. В общем, кризис среднего возраста (хохочет и становится похож на проказливого мальчика).
– Разве ты не нашёл дело жизни?
– Нашёл. Но ощущение недосягаемой высоты исчезло. Человек должен постоянно находиться в развитии, в поиске новых непреодолённых вершин. И в то же время нужно реализовывать свои желания, потребности души. Вот я, например, очень люблю иметь дело с землёй. И моя мама тоже. Пока мы просто разводим цветы в горшках, но хочется когда-нибудь начать по-настоящему выращивать что-нибудь, завести хозяйство. Значит, нужен дом с участком. Это вполне реальная цель.
– А мне казалось, что ты закоренелый урбанист. Ты же даже отпуск проводишь не на лоне природы, а в больших городах: Милан, Рим, Париж…
– Это есть. Сегодня, чтобы иметь дом, необязательно жить в деревне. Просто для этого нужно приложить чуть больше усилий. Насчёт урбаниста ты, наверное, права. В перечисленных тобой городах я отдыхаю душой, черпаю вдохновение и многое из них увожу. Это архитектура, дизайн, модные тенденции, отношение к жизни. По сути, я через них познаю себя. Нахожу то, что перекликается с моим мироощущением. Хотя, наверное, каждый так поступает во время путешествий: ищет то, что сделает его немного счастливее. Например, Мадрид для меня – это не коррида и серенады, и даже не Plaza Mayor, хоть она и прекрасна. Мадрид – это город невероятных женщин! Шикарных, стильных, прекрасных дам, которых даже пожилыми назвать не поворачивается язык. Я просто немею, когда вижу ровесницу моей мамы в декольтированном полосатом костюме, с укладкой, яркой помадой, в стильных солнцезащитных очках и в туфлях на высоченном каблуке. А Париж – это потрясающие истории людей – гениев моды: Christian Dior, Thierry Hermès, Coco Chanel, Yves Saint Laurent, Christian Lacroix. Там всё говорит о творчестве, безграничности возможностей человеческого гения. Если в этих городах я бываю с друзьями, то, проводя экскурсии, рассказываю не о том, в каком году каким архитектором построен этот дом, а о том, кто в нём жил, каким он был человеком, какие истории с ним связаны.
– С таким увлечением рассказываешь об этом, мне кажется ты скоро уедешь.
– Не исключено, что уеду, но точно не скоро. Я ещё не исчерпал себя здесь. Вообще, Якутск – тоже очень мощный город с большим потенциалом. Мода здесь может рождаться, развиваться и задавать тренды. У нас очень много одарённой молодёжи с настоящим художественным восприятием мира, нестандартным представлением об эстетике в одежде, и при этом они самобытны. Им необходимо помогать, создавать условия для того, чтобы они раскрылись. Художники – люди очень, что называется, «в себе», часто они не верят в свой талант, потому что никто до них ничего подобного не предлагал и никто не может дать адекватную оценку тому, что они делают. Нет экспертов, учителей, наставников, которые действительно знают, как делается Большая мода. Мода мирового уровня – это не сохранение национальных традиций при всём уважении к нашему национальному шитью. Их нельзя путать. Это два разных прикладных направления. И поэтому наши ребята думают: «Где эти Париж, Милан, Лондон, Нью-Йорк, в которых рождается мода, и где я? Как я до них докричусь?». Но, кроме большой одарённости, в нашем менталитете кроется и куча препятствий. Мы, в массе своей, боимся рисковать, не верим в свои силы, ищем отговорки и предлоги, лишь бы не преодолевать препятствия на пути к цели. Мы вообще не умеем эти цели чётко для себя формулировать и не учим этому молодёжь. Ну, и плюс – наша бытовая неустроенность тоже не очень стимулирует на развитие своего творческого потенциала. По специальности «дизайн» нашими ССУЗами и вузами выпускается примерно 40 – 50 человек. Где они все? Наша республика не можем всех трудоустроить по специальности. Это большая проблема.
Я несколько лет подряд работал в комиссии конференции «Шаг в будущее» и очень хорошо запомнил один случай. Среди финалистов одной из конференций выявились два явных лидера – девочки из разных улусов. Одна представила жилет, выполненный в национальной технике «кыбытыы», а другая подготовила авангардное решение. Большинство экспертов голосовали за то, чтобы на российском этапе Якутию представляла девочка с жилетом, я же настаивал, что нужно поддержать современное видение. Её кандидатуру отстаивал, как свою собственную, и в итоге комиссия сдалась. Эту девушку отметили и на российском уровне. Её без экзаменов приняли в Московскую государственную академию им. Косыгина. Чтобы вам было понятно, что это означает, скажу: я сам пытался поступить в эту академию и не прошёл конкурс, так же как и Игорь Чапурин в своё время. Её выпускником является Вячеслав Зайцев. А она отказалась ехать под предлогом, что нет денег. Слава богу, что та её звёздная работа выиграла грант и она смогла учиться. И что вы думаете? Зажгла она тем самым свою звезду? Она приехала в Якутск и со своим шикарным образованием работает здесь не по специальности и вообще не знает, чем ей действительно хочется заниматься в жизни. Понимаете? Её Судьба буквально за уши тянет к призванию, а она не желает, потому что у нас нет индустрии, потому что нужно протаптывать себе дорогу самой, потому что нужно работать «на имя». А нет места, куда её могли бы взять на зарплату, обеспечив условия для творчества. У нас нужно пробиваться и уметь себя администрировать, чего многие творческие ребята делать не умеют, не хотят, да и не обязаны по большому счёту. И она такая не одна. Помните, раньше было производственное объединение «Швея Севера»? Это же было объединение людей, создающих красоту. В советское время были комбыты, ателье, а сейчас их почти не осталось. Получается, что ты либо работаешь как индивидуальный предприниматель со всей вытекающей ответственностью, либо идёшь искать себе место не по специальности. Хорошо, если удастся переквалифицироваться в консультанта при магазине тканей, чтобы хоть как-то свои знания и навыки применять, а если нет? Поэтому я мечтаю о создании Дома моды. Ежегодно провожу Неделю моды. В этом году у нас пройдёт региональный тур Международного конкурса молодых дизайнеров Фонда «Русский силуэт».
– Умение мыслить как бизнесмен и при этом самовыражаться как художник – такая редкость. Как тебе это удаётся?
– Да ну, какой это бизнес? Просто всё это я пока могу себе позволить. Не обременён ни семьёй, ни обязательствами. Есть время свободное, и куча идей постоянно рождается. Их я и реализовываю. Почему-то все думают, что на своих проектах я зарабатываю огромные деньги, а на самом деле, одна подготовка к Неделе моды, например, занимает минимум четыре-пять месяцев. И все месяцы работы не приносят ни копейки. Подготовка к «Мисс Республика Саха (Якутия)» уже идёт, хотя сам конкурс состоится только ближе к Новому году. И вообще, нет у нас модельного бизнеса. Вот когда большинство наших девочек будет востребовано на российских и мировых подиумах, тогда можно будет говорить и о большой стабильной работе в этом направлении. Лиду Семёнову ждут в «I-model» – это успех. Но, во-первых, это всего лишь перспектива, а не результат. Во-вторых, таких Лид у нас должно быть хотя бы пять – десять.
(Он сложил готовые детали будущего платья в стопку, свернул в рулон и отложил в сторону.Взял новый отрез материи другого цвета и снова приготовился чертить на нём выкройку).
– Есть у меня один козырь в рукаве. Ладно уж, поделюсь. Моё агентство TAYAMODELS работает девять работает одиннадцать лет. И сейчас я с уверенностью могу сказать, что мы вырастили настоящую профессиональную модель. Это 14-летняя Лена Серебрякова. И она уже подписала предконтракт с IMG-models, то есть, достигнув совершеннолетия, она поедет работать в Милан. До этого для наработки опыта она на все летние каникулы уезжает в Токио, где её уже ждут. Кроме того, имеются приглашения из Малайзии, Сингапура и Китая. Нам потребовалось одиннадцать лет, чтобы вырастить девочку, которая может стать второй Натальей Водяновой. Во всяком случае, я очень бы этого желал.
– Вырастил. Интересное слово ты применил.
– А как по-другому сказать, и не знаю. Я работаю с детьми с 2003 года и за это время видел их столько, что могу называть себя педагогом. Конечно, я не могу быть на равных с родителями: последнее слово всегда принадлежит им, но иногда на международные конкурсы мы ездим по доверенности, без родительского сопровождения, тогда вся ответственность ложится на меня. Однажды мама одной из участниц конкурса присутствовала на беседе с детьми перед конкурсом. Я настраивал девочек на выступление. В итоге она заплакала и сказала, что сама бы так никогда не смогла.
– А как всё началось? Ты же модельер, художник, творец. Как ты стал директором модельного агентства?
– Всё началось с моей коллекции «Нарцисс», с которой я участвовал на конкурсе «Золотое лекало» в Хабаровске. Среди судей была именитая Виктория Андриянова, и получение Гран-при очень многое значило для меня. На конкурсных показах работали хабаровские модели, в числе которых была II Вице-мисс Россия – 2003 Оксана Бондаренко. Все, как на подбор: парни ростом от 196 см, девушки от 180. Тогда я спросил у Лены Голубь (директор театра моды «Айыы-Куо»): почему наши модели не такие, как эти? На что Лена Иннокентьевна сказала: «У нас нет модельного бизнеса, поэтому и стандартов тоже нет. Хочешь что-то изменить – приходи к нам работать». И я пришёл. Сперва администратором, потом мне доверили одну группу, сделав хореографом, потом другую, парней, детей. В итоге я в «Айыы Куо» почти жил, как домовой был, который всегда на месте. Учёбу, конечно же, прогуливал, но совершенно об этом не жалел. Это было что-то совершенно другое, увлекательное – работать с людьми, с детьми. Там мы очень сдружились с ребятами, которые были моими ровесниками, но всё-таки я был для них педагогом. До сих пор они меня иногда Петром Дмитриевичем называют, и мы сейчас дружим. Это Таня Тихонова (теперь уже Чучайцева), Туйаара Седалищева, Алёна Антонова, Аня Антонова, Андрей Иванов и Данил Чучайцев. Они же и стали первыми моделями моего собственного детища «TAYAMODELS», которое мы создали на голом следовании за мечтой, без копейки денег. Многофункциональные модули, кстати, были: Аня на первых порах вела бухгалтерию, а Алёна работала хореографом. Когда мы объявили первый набор, он нас воодушевил. Пришли очень хорошие девочки: Сардаана Сыромятникова, Саргылана Чебыева, Оксана Сенишина, Таня Платонова, Айыына Иванова. Так и закрутилось.
– Вокруг тебя очень много людей. Как ты определяешь «своих», с кем мог бы сблизиться?
– А я так вообще не делю никогда. И не думаю о том, чего от этого человека ожидать. Жизнь сама отсеивает «своих» и «чужих». Вообще, я добрый, но обидчивый. И это ещё один повод пересматривать своё отношение к жизни. Кому нужны мои обиды? Даже мне они ничего, кроме самоедства, не приносят. Значит, нужно от них избавляться.
– Может ли случиться так, что ты перестанешь творить?
– Мне кажется, нет. Потому что процесс создания новой коллекции или даже просто платья на заказ – это моё лекарство от всего, в том числе и от хандры. Вот буквально перед тем, как ты пришла, я был какой-то уставший и эмоционально «взлохмаченный» – день выдался очень насыщенный. Но я сел, начал кроить и потихоньку успокоился. Теперь я снова доволен и готов к свершениям. Хотя был один момент, когда я поклялся не прикасаться к шитью. Это было в 2000-м году, я впервые участвовал в «Русском силуэте». И ничего не получил. Мало того, что не получил, так мою коллекцию даже в телеверсию ОРТ не включили. Это был удар! Но моей решимости «уйти» хватило на пару месяцев, тем более что в версии MTV-Russia меня представили очень хорошо. (Улыбается и удовлетворённо рассматривает свои выкройки). Говорил же, что обидчивый. Но я меняюсь. Уже изменился!
Я уезжала от него поздно. В кромешной темноте и под моросящим дождём, а из автомобильных динамиков лился лёгкий блюз, и он отлично оттенял моё настроение. Ощущение приятной компании и искренности придаёт праздничность любому, даже самому заурядному весеннему вечеру. И этот вечер искрился. Мне подумалось, что одарённость, если она есть, освещает всё вокруг, отражаясь бликами от лиц людей, стен домов, от стандартных, казалось бы, ситуаций. И подобно тому, как можно в каждом городе найти частичку себя, так можно в любой точке планеты создавать свой мир, такой, каким мы хотим его видеть. Пётр Яковлев, – однозначно, создатель своего мира, сотканного из очень красивых и высоких желаний. И если даже его мечта о домике в деревне осуществится, то и там со временем растянется красная ковровая дорожка и поселится полный фешн. Потому что он, хоть и меняется, но остаётся по-прежнему гениальным Петей, – тем самым, каким был в четырнадцать.
Беседовала Анна ФОМИНА-МИРОНОВА
Фото Василия БОРИСОВА