Все люди индивидуальны, и каждый человек прекрасен по-своему. Но встречаются иной раз такие, что понимаешь, Бог создавал их в особом настроении, когда щедрость и вдохновение лились рекой. А если это ещё и женщина – тогда действительно сложно сохранить беспристрастность и хладнокровие, рискуя неизбежно примкнуть к одному из лагерей: тех, кто очарован и восхищается, либо тех, кто раздосадован в духе «почему это ей дано так много?». Равнодушных нет.
Нашу героиню за глаза многие именуют не иначе, как Королева Марго. И не только из-за эффектной внешности. Маргарита ВАСИЛЬЕВА вступила в должность заместителя директора Государственного театра оперы и балета РС(Я) в 1994 году, когда в стране было явно не до культуры. С тех пор утекло много воды и многое изменилось, в том числе и статус главного театра республики. Театр живёт и дышит, собирая аншлаги, он вышел на иной уровень, обзаведясь обширными связями в международном театральном сообществе. И теперь Якутск – не неизведанная точка в северном полушарии, а культурный центр c прекрасным залом ЯГТОиБ и благодарной публикой, воспитанной коллективом этого театра. Здесь неоднократно работали Юрий Григорович, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, солисты Большого и Михайловского театров и многие другие. И для театра, как и для всей республики, — это успех. А Маргарита Владимировна является его олицетворением. Об успехе мы с ней и поговорим.
— Маргарита Владимировна, что такое успех?
— Успех – это удача в достижении поставленной цели. Причём цель может быть как дальней, так и ближней. Успешный человек – это тот, кто достиг важных жизненных и стратегических целей, то есть целей долговременных. Успех в делах ближайших – это ощущение счастья. Оно недолговечно. Долговременное ощущение успешности – это твоё положение в обществе, иными словами, общественное признание.
— И что у вас, успех или успешность?
— Конечно, человеку самому оценивать свою успешность трудно. Да и работа в театре специфична – это коллективный труд, а значит, и успех у нас коллективный. Он приходит, когда удачно завершается какой-нибудь проект. Всеми овладевает чувство удовлетворенности, начиная от портного до оперной или балетной звезды. Можно сказать, что я живу успехами своего коллектива. Но в конечном итоге успех в театре определяет зритель. Так что вопрос нужно адресовать не мне.
— Интересно, а кем вы мечтали стать в детстве?
— Моя первая учительница Бурцева Александра Ивановна наверняка помнит, что я хотела стать учителем. Не самое оригинальное стремление, конечно, но в то время многие советские девочки идеализировали именно эту профессию. А в подростковом возрасте я хотела посвятить себя медицине. Врачи представлялись мне ангелами в белых халатах.
Тем не менее, я активничала без больших амбиций, а просто для души. Ни одно мероприятие в школе и в сельском клубе не проходило без моего участия. В результате после школы судьба сама привела меня на порог Хабаровского государственного института культуры, который я закончила по специальности «методист-организатор». Второе образование – юридическое — я получала уже сознательно, считая его необходимым для профессионального развития.
— Как вы считаете, какую роль в успешности и самореализации играет случай или удача?
— В достижении цели иногда помогает удача, счастливый случай, но чаще всего она достигается при помощи определённых человеческих качеств, например, таких как упорство, терпение, трудолюбие, решительность. И ещё окружение имеет очень большое значение. Так что я не имею привычки уповать на случай.
— Быть красивой женщиной – это награда или испытание? Помогает ли красота в достижении поставленных целей?
— Красота – это, конечно, дар богов, награда жизни, дающая максимум позитива. Но многое всё же зависит от характера, нельзя плыть по течению, будь ты красавица или нет. Красотой, как и любым «оружием», нужно пользоваться с умом и в меру. Да и сохранить красоту – сложная задача. Эликсира вечной молодости так и не нашли. С возрастом красоту физическую нужно чем-то подкреплять, а то и компенсировать. Для этой цели хорошо бы изловчиться наработать то, что принято называть внутренней, душевной красотой. Шарм и так называемая «изюминка» всегда будут цениться больше просто внешней красоты, потому что они вдыхают жизнь, их не подделать и не пририсовать, они либо есть, либо их нет. Ну, и общее правило: чтобы оборачивались вслед тебе, ты должна нести гармонию. В этом смысле мелочей нет. Походка, макияж, одежда, прическа – всё должно быть «твоим», подчёркивая достоинства, корректируя недостатки, украшая тебя и выделяя из множества других.
— Говорят, что обязательно нужно расставлять приоритеты и выбирать, что первично: семья или карьера. Как вы распределяете их значимость?
— Семья – это святое. Это мой тыл, моя крепкая опора в жизни, ощущая их, я становлюсь сильнее перед любыми препятствиями и успешно преодолеваю их. Мои близкие всё понимают и поддерживают. И это – ещё одна гарантия успешности.
— Какими качествами нужно обладать руководителю творческого коллектива, тем более, если это женщина?
— Для того чтобы коллектив был настроен на достижение поставленных целей, руководитель должен излучать уверенность. Он может внутри себя сколько угодно сомневаться, бояться, но люди не должны этого чувствовать. Конечно, в руководители с улицы не приходят, и к тому моменту, как взять на себя ответственность за коллектив, человек, руководящий людьми, уже имеет некоторый опыт, достиг определённого уровня личностного развития и наверняка обладает качествами успешного человека, как упорство, терпение, решительность, трудолюбие, а ещё чувство ответственности за то, что он делает. А руководитель творческого коллектива, кроме прочего, должен быть ещё и необыкновенно обаятельным, иметь здоровое чувство юмора, понимать и принимать неординарность и сложность природы талантливых, незаурядных, творческих людей. И абсолютно не важно, мужчина это или женщина.
— Говорят, что театр невозможен без интриг. Как вам удаётся лавировать?
— Место интриге в театре – на сцене. Я имею ввиду сюжетную интригу в поставленной пьесе, опере, балете, тогда спектакль становится интересным зрителю. Интрига вне сцены, — конечно, вещь неблаговидная. И здесь хочу отметить, что артисты – люди публичные и эмоциональные, что называется, с «нервами наружу». Они говорят всё сразу в лицо. Чтобы интриговать, нужно иметь холодную голову, но куда же деть горячее сердце, которое у творческих людей порой становится главным органом? Я не знаю, почему у людей, далёких от закулисной жизни, часто складывается ощущение, что в театре сплошные интриги. Уверяю вас, здесь интриг не больше, чем в организациях других сфер. Так что я не лавирую, а просто работаю.
— Опишите один будний день Маргариты Васильевой.
— У нас каждый день не похож на другой. Работаем согласно довольно плотному графику и репертуару театра. Бывают, конечно, очень долгие подготовительные периоды к гастролям, фестивалям, другим мероприятиям. У нас ненормированный график работы. Иной раз с утра до ночи находимся в театре. Между мероприятиями – рабочие совещания, планёрки, заседания художественного совета, репертуарные совещания, работа с артистами, с администраторами, бухгалтерией, обслуживающим персоналом… Нагрузка, конечно, колоссальная. У нас четыре больших коллектива в среднем по 50 человек – солисты оперы и артисты балета, артисты хора и оркестра, обслуживающие цеха. Не сравнить с другими театрами, где один артистический коллектив.
Если подробно, то график работы на следующий день я всегда планирую с вечера. С утра проверяю почту, разбираю письма, заявки. Делаю необходимые звонки в организации. Если нет заседаний, художественных советов, обсуждаю разные проблемы с администраторами, с артистами. После обеда обычно назначаю встречи с арендаторами, спонсорами, с бухгалтерией совещаюсь по проектам театра. В день, когда на сцене проходят спектакли, «аренды» или республиканские мероприятия, готовлюсь к встрече со зрителями и вип-гостями. К вечеру перед мероприятиями я обязательно переодеваюсь из делового костюма в вечерний. Люди приходят к нам отдыхать, предвкушая встречу с прекрасным. И я стараюсь их в этом поддержать, в том числе своим нарядным видом и улыбкой.
— Пожалуйста, опишите себя в трёх словах.
— Трудная задача. Я женщина, которую невозможно описать, я — как море… По знаку зодиака – Скорпион. А в целом – перфекционистка, поэтому люблю совершенство во всем!
Подготовила Анна ФОМИНА-МИРОНОВА
Фото из личного архива героини
СПРАВКА:
Васильева Маргарита Владимировна – заместитель директора по зрителям и связям с общественностью Театра оперы и балета им. СуорунаОмоллоона.
Родилась в с. Орто-Нахара Ленского района.
По её инициативе проходит ежегодное номинирование артистов в категории «Лучший артист года», с 2004 г. превратившееся в именные гранты для молодых или отличившихся солистов театра, приуроченные к Международному дню театра.
В составе оргкомитетов проводила административно-организационную работу балетных и оперных фестивалей театра по всем направлениям — «Северный дивертисмент», «Стерх», «Музыка Чайковского (1992), «Музыка Верди» (1995), оперно-балетный и юбилейный фестивали, оперный фестиваль «Ирина Архипова и Владислав Пьявко представляют…» (2004). Была исполнительным директором оперного фестиваля «Ария Севера» (2003). Инициатор и организатор первого в Якутске Рождественского бала (2005).
Провела большую работу по организации и проведению гастролей солистов оперы на престижнейших академических сценах России.
Организовывала поездки театра во Францию (1997), Южную Корею (1996), Харбин (Китай). В марте 2008 г., впервые в истории театра состоялись большие гастроли ГТОиБ в столицу Республики Татарстан Казань.
Были налажены творческие контакты с Национальным академическим театром оперы и балета (г.Улан-Батор).
Плодом взаимодействия якутского и японского театров стал Международный проект «Якутия — Япония в зеркале культурного сотрудничества» и подписание Меморандума о сотрудничестве в области культуры и музыки между театром и мэрией г. Акаси (2008).
В декабре 2008 г. оперный спектакль «Александр Македонский» впервые в истории музыкальной культуры республики стал номинантом в семи положениях на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска — 2009», что, безусловно, подтверждает большой творческий потенциал коллектива театра.
В 2012 г. состоялся концерт солистов оперы совместно с солистами Московского театра « Новая опера» в Штутгартской опере (Германия).
В 2014 г., при тесном сотрудничестве с гениальным хореографом- балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем состоялась премьера балета А.Хачатуряна «Спартак», который стал одним из грандиозных событий в Год культуры Российской Федерации.
За вклад в развитие профессионального музыкального искусства и активную общественную работу М.В. Васильева награждена почетным знаком «Отличник культуры Республики Саха (Якутия)» (2001); почетным званием «Заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия)» (2002); Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия) (2004); Грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры (2007); юбилейной медалью «375-летие вхождения Якутии в состав России» (2008), Почетной грамотой Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (2008), Почетной грамотой профсоюза работников культуры Российской Федерации (2008), медалью «Дружба. Монголия — Россия» (2011). В 2010 году награждена почетным званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Беседовала Анна ФОМИНА-МИРОНОВА
Фото из личного архива героини