Автор: Анна ПОПОВА – Николь

Фото Василий БОРИСОВ

 

Наше издание побывало в гостях у самого, не побоимся этого слова, — скрытного деятеля на политической арене Якутии Георгия Балакшина. Успешный спортсмен, политик, муж, отец, сын, брат, новоиспеченный создатель автобиографичной книги… Его имя никогда не связывалось ни с каким инцидентом, скандалом и интригами. Его путь – образцовый. И,  казалось бы, тем для обсуждений и бесед – бесконечное количество. Но практически те полчаса — время, которое было отведено нашему разговору, — в нескончаемых звонках и рабочих делах он вел себя, как на ринге –решительно, уверенно, где-то ловко уходя от ответов. Разговор мы начали с недавно вышедшей книги Георгия Руслановича «Анатомия бокса»:

— Георгий Русланович, недавно прочитала вашу книгу. Хочу выразить вам и всему творческому коллективу, создавшему такой продукт, свое восхищение и благодарность. В какой момент и когда вы поняли, что «созрели» для написания книги?

— Идея витала довольно-таки давно…  Не скажу, что она возникла просто так. Это стало точкой в завершении моей спортивной карьеры.

— Достойный подарок вашим поклонникам и любителям спорта. А как вы собрали такой большой авторский коллектив?

— Особого кастинга и отбора мы не делали. Все сложилось, можно сказать, само собой. Инициатива в создании книги была как с моей стороны, так и со стороны Марии Христофоровой – руководителя проекта. Работой всего коллектива я очень доволен.

— В предисловии книги глава республики Егор Борисов назвал вас честным спортсменом. Как вы думаете, почему?

— Мне сложно сказать, наверное, об этом лучше спросить у него… Возможно, он имел ввиду то, что я такой же парень «из соседнего двора», как и все вокруг, и ничем не отличался и не отличаюсь от них. И что упорством и трудом можно добиться того, чего желаешь.

— Да, читая о вашем детстве, вашей семье, понимаешь, что и тогда, и сейчас тысячи мальчишек в нашей стране росли и растут так же, как и Вы, в самой обычной семье, в окружении задорных друзей-пацанов. Но из них только единицы достигают  олимпийских высот в спорте, при этом достойно справляясь с новыми ролями, которые преподносит жизнь. Откуда такая уверенность, целеустремленность и амбициозность?

— Я многому обязан моему первому тренеру по боксу Артуру Иннокентьевичу Пахомову. Если бы он не заметил меня среди ребят и не стал тренировать, я, возможно, и не стал бы боксером. Его школа дала мне очень многое. И не только в спорте, но и в жизни. Думаю, во многом благодаря ему, во мне развились такие качества, как целеустремленность и воля.

_MG_4630_новый размер

— В вашей книге, немало моментов, которые вызывают у читателей слезы, много искренних слов. А в обыденной жизни вы проявляете эмоции, чувства?

— Нет.

— Даже если смотрите мелодраму, читаете душещипательную историю?

— Нет, такого не бывает.

— Почему? Вы настолько скрытны?

— Да, я очень скрытный человек. Возможно, и спорт закалил характер, но все же склонен думать, что я от природы такой. Не помню, чтобы я когда-либо выставлял свои чувства и эмоции напоказ.

— Какие постулаты жизни дал вам спорт?

— В принципе, спорт дал мне все. Самое главное – я понял, что ради цели надо трудиться без устали, следовать задачам, которые ведут к ней, и неукоснительно служить тому, к чему ты стремишься. В свое время, когда я только начинал, был большой прессинг в том смысле, что отбирают всегда только лучших, часто — только одного из огромной массы спортсменов. Путевка в сборную команду была только в одном экземпляре. Это и психологически, и физически  очень сложно для ребят.

— Давайте вернемся в жаркие летние дни Олимпиады в Пекине – к одному из решающих боев во всей вашей спортивной карьере. Интересный момент: бой был проигран кубинцу Лаффите. Спустя время ваш первый тренер А.Пахомов выразил точку зрения, что изначально велась неправильная боевая тактика на ринге, но ваш личный тренер Н.Хромов уверял: таких ошибок не было, а виной послужили поздравления ваших поклонников, земляков, высказанные до начала боя, и излишняя самоуверенность и психологически неправильный настрой все предрешили. Что вы сами думаете о том бое? Что не так пошло?

— Что касается моих тренеров, я их очень уважаю, и мнение каждого из них имеет право быть. Что я сам лично думаю по поводу боя? В принципе, мыслей было немало… но я не склоняюсь полностью ни к одному из вышесказанных мнений: тактических, катастрофически неправильных ходов я бы не назвал, хотя, возможно, они были. Допускаю, среди знакомых с моими боями людей уверенность в победе, возможно, и  была, так как Лаффиту я ранее побеждал, но меня никто сильно не поздравлял – такого не было. Я вообще перед боем ни с кем практически не общался, с супругой, помню, поговорили минут 5 — 10, и все. Я сознательно ограничиваю себя в общении перед важными соревнованиями, чтобы не растерять настрой. Что касается той Олимпиады, то я подошел к ней в максимально хорошей форме — и физически, и морально был готов. И поехал туда только за золотом… Но что-то не получилось, не срослось, не склеилось…

— Еще не могу не спросить про бой с челябинским спортсменом по фамилии Карась в 1996 году. Вы утверждаете, что чувствовали: итог встречи предрешен еще до начала боя, судьи были явно не на вашей стороне, однако вы победили. Как часто бывают такие ситуации в спорте?

— Ситуация довольно щекотливая, и не скажу, что данная тема открыта для обсуждений. Ну бывает, конечно, что очки не засчитывают, еще что-то… Иногда кто-то лоббирует чьи-то интересы, может и политика повлиять – все было. В какие-то моменты, действительно, надо убедительно доказывать, что ты сильнее. В любом случае так же, как и везде, в спорте один  в поле — не воин. За мной всегда стояла моя республика. Я всегда чувствовал поддержку и публики, и Федерации бокса в лице президента Егора Борисова. Вспомним 2007 год, когда чемпионат России по боксу проходил в Якутске. Все было сделано для того, чтобы я боксировал в родных стенах. И это дорогого стоило.

— Если бы не спорт, то кем вы себя видите?

— Не знаю даже… Но думаю, что стал бы, как минимум, заместителем  председателя правительства. По крайней мере, такое рвение, желание быть полезным обществу и проявить лидерские качества, упорство всегда были во мне.

— Насколько болезненно вы пережили уход с ринга?

— Нет, особо не переживал. Потому что я заранее давал себе отчет в том, что в спорт никто навсегда не приходит. Конечно, зависит от самого человека, до какого возраста он может боксировать, но в среднем эксперты озвучивают, что предельный возраст в этом виде спорта 35 лет. Не знаю, откуда взяли эту цифру, но она есть. В какой-то момент я четко осознал, что уже не настолько молод, увидел, что и юные ребята рвутся на вершины, и остановился. Неожиданности никакой не было. Многие мои коллеги после окончания спортивной карьеры становятся тренерами. Мне это «не светило», так как я судил по своим тренерам, всегда восхищался тем, как они верно служили боксу, как положили свою жизнь на алтарь развития бокса… Я решил пойти по другому пути, но чтобы так же оставаться полезным для развития спорта.

— Есть ли в политике Якутии конкуренция?

— Конечно, есть. Конкуренция существует всегда и везде. Возьмем любую семейную пару – там тоже конкуренции достаточно. Кто-то лидирует в одних вопросах, кто-то — в других… Это закон жизни.

— Однажды мне в руки попался журнал с интервью супруги знаменитого Кости Цзю. Я была удивлена и поражена тем, как жена достойно и верно служит ради успехов мужа! Это навсегда осталось в моей памяти и до сих пор ассоциируется с понятием «жена спортсмена». А ваша супруга Мария шла на подобные жертвы ради вас?

— Конечно, шла. И на очень многие.

— А на что именно?

— Ну, представьте: в году 12 месяцев. Девять из них я провожу в учебно-тренировочных сборах. То есть месяцами я нахожусь далеко от дома, появляюсь максимум на неделю. Потом опять на долгие месяцы уезжаю. И так без конца. Она практически сама воспитала сына. Когда родился сын, она еще училась. И параллельно с учебой она еще умудрялась заниматься ребенком.

— И она никогда не выступала против такого образа жизни? Ей нравилось так жить?

— Нет, никогда не высказывала недовольства. Моя супруга – очень верный и понимающий человек. Она понимает и принимает меня таким, какой я есть, и образ моей жизни. И в те времена понимала, что так надо.

— Ни разу не срывалась?

— Нет, Мария — очень уравновешенный человек.

—  Вы во многих интервью рассказывали об истории своей любви: как познакомились, как стали вместе жить  и как долгое время остаетесь рука об руку. За ваш довольно приличный стаж совместной жизни ни разу не проскочили в прессе колкие высказывания о вас, не было слышно про конфликты, скандалы. Разве бывает в жизни все идеальное гладко?

— Где вы видели, чтобы везде и всюду все было идеально? Это жизнь. Конечно, всякое бывает. Но сор, как правило, из избы не выносят, как метко говорится в пословице. Бывает, спорим, не согласны в чем-то друг с другом…

— Касаемо сына Дмитрия: кем вы видите его в будущем?

— Хочется, чтобы он стал настоящим мужчиной. В принципе, парень очень толковый, мечтает объять необъятное… Ну а дальше, как говорится, будет видно на деле, каким он станет человеком.

— Вы росли в многодетной семье, в которой было пятеро сыновей. Чем сейчас занимаются братья?

— Один брат находится в Ростовской области, он моряк. Второй — в Нюрбе, работает в районных электрических сетях. Третий брат Алексей здесь, работает в медицинском колледже и четвертый, самый младший, Руслан, тоже в Якутске, работает в городском учреждении медицины.

— А мама?

 Мама сейчас на пенсии, уже давно живет в Якутске. Когда я здесь, навещаю ее практически каждый день.

— Вы часто собираетесь всей семьей?

— Если честно, даже не помню, когда мы в последний раз абсолютно все вместе собирались. Это крайне редко. Потому что жизнь разбросала нас по разным уголкам Якутии, страны, но связь, конечно, поддерживаем.

 — Вы уже не первый год живете в двух городах: Москве и Якутске. Кроме того, у вас довольно напряженный график общественных, политических дел. Как отдыхаете, как расслабляетесь?

— У меня как в анекдоте: встречаются два мужика. Один другого спрашивает: «Ты выпиваешь?». Тот отвечает: «Нет». Тогда первый продолжает:«А как же расслабляешься?». Второй ему: «Так я не напрягаюсь». У меня точно так же. Но если отпуск, то обязательно с семьей. Часто выезжаем на море.

— Вы уже упомянули о том, что даже в семейной паре бывает конкуренция. Если взять вашу пару, преимущество всегда было на вашей стороне?

— Нет. Всегда было, как говорится, фифти-фифти. Если где-то решающее мнение мое, то в остальном решает супруга. Я не стремлюсь доминировать  абсолютно во всем, такого желания не возникает.

— В наше время настоящих мужчин мало, как жалуются многие успешные, сильные женщины. Дамы во многих случаях, рассчитывая только на себя, могут достичь небывалых высот, успехов в карьере, при этом не забывая и про личную жизнь. Как вы лично относитесь к такому раскладу дел?

— Это не женщины стали такими сильными, а мужчины дали слабину. Я придерживаюсь такого мнения. В этой ситуации, мне кажется, виноват мужчина.

— Вы верующий человек? Религиозный?

— Да, я верю в Бога. Но при этом не крещеный, официально никакую религию не принимал. Твердо уверен, что есть нечто, что выше нас.

— Однажды вы высказались, против того, чтобы журналист выводил на общественный суд «невизированный» вами круг вопросов. Как вы думаете, пока чиновники визируют наши вопросы, да и всю нашу работу, можем ли мы говорить о свободе слова, о свободных журналистах?

— Конечно, можем, почему — нет. Просто иногда ситуацию переворачивают с ног на голову. Человек сказал одно, а они трактуют совсем по-другому. Далее эта тема еще муссируется в прессе. Я понимаю, что это их работа, их хлеб и надо написать так, чтобы было читабельно, но все же…

— Дежурный, но в вашем случае действительно интересующий меня вопрос: в чем секрет успеха? Успешными люди рождаются или становятся?

— Конечно, становятся. Надо постоянно работать над собой. Это одновременно и очень легко, и очень непросто.

— Работа над собой – понятие широкое, что вы можете конкретно выделить?

— Нужно не просто развивать себя физически – спортом, развивать интеллект, кругозор – чтением, но еще нужно расти в обществе как личность. Насколько я понимаю, совершенству нет предела. Растешь, растешь, а все равно края нет, конца нет… Точно так же и в жизни. А жизнь очень быстро проходит. Вот раньше у меня время пролетало олимпийскими циклами, это, соответственно, по четыре года. Когда я пришел в сборную команду России в 1999 году, был молодым и перспективным спортсменом, но оглянуться не успел, оказывается, уже самый старый в команде. Время быстро летит, жизнь коротка, очень многое надо успеть сделать.

— Однажды на встрече со школьниками вы сказали, что пошли в политику ради того, чтобы быть полезным своей республике. В чем вы это видите?

— Ну, так как я сейчас в сфере спорта, это, конечно же, содействие развитию спорта. Чтобы спортсмены хорошо выступали на соревнованиях и выигрывали медали. Если сравнить, в 2013-м году наши спортсмены завоевали 150 медалей на чемпионатах России, Европы и мира, а в 2014-ом завоевано уже 203 медали. Тут отчетливо виден  рост.

— Георгий Русланович, наш журнал выходит в преддверии Международного женского дня. Как вы считаете,  чем отличаются якутские женщины от женщин других национальностей?

В отличие от других наши женщины очень терпеливые, сильные. Наверное, из-за наших суровых климатических условий.  И, конечно же, эти особенные черты передались нам от наших предков.

— Какую роль играет женщина в сегодняшнем обществе?

— Не только сегодня, но и во все времена женщина — в первую очередь мать. Это самая важная роль в ее жизни.

 — Ваши самые любимые женщины.

— Это, безусловно, моя мать и супруга.

— Что обычно дарите матери, супруге 8 Марта?

Это первый весенний праздник. Обычно дарю символ долгожданной весны – цветы.

— Ваши пожелания всем представителям прекрасного пола с приближающимся праздником.

— Желаю счастья, здоровья. Чтобы оставались всегда такими красивыми, добрыми, чтобы ваши лица всегда сияли улыбкой!

Беседовала Анна ПОПОВА-Николь

Фото Василий БОРИСОВ